Композиции иконы по типу житийной. В среднике в прямоугольной раме образ Пресвятой Богородицы «Почаевская». Над ней по центру сцена чудесного явления Пресвятой Богородицы вместе с основателем монастыря во время турецкой осады 1675 года. Богоматерь в короне и с жезлом в правой руке изображена стоящей на облаках в сиянии; слева - коленопреклоненный преодобный Иов Почаевский. Выше на бандероли надпись в двух строках: «ѧвленїе престыѧ Бцы сблаженным їово желѣзомъ //верху цркве вовремя ратї турецк[о]и впочаевѣ року iхое». В нижней части по центру в овальной мандорле из перевитых гирлянд изображение чуда явления Пресвятой Богородицы монахам и пастухам в 1240 году, после которого на камне остался отпечаток Её стопы, источающей целебную воду. Под изображением в картуше надпись в 5 строк: «накамени почаевскомъ пре Бца // ѧвлшисѧ монаху ч:ч:в:в їоанну // пастырю остави изображенїе стопы // своеѧ накамени исполненно воды // доселѣ неисчерпаемыѧ року авм». Слева и справа в шести фигурных картушах представлены «чудеса» Пресвятой Богородицы, явленные от её иконы «Почаевская» с комментариями в фигурных картушах: 1. Спасение упавшего в колодец, 15 августа 1704 г. 2. В праздник Успения Пресвятой Богородицы ангел уносит монаха из турецкого плена, 28 августа 1674 г. 3. Обезглавленный турком монах полагает свою отрубленную голову перед иконой Богородицы, 1677 г. 4. Чудо исцеления от иконы Богоматери человека, страдавшего болезнью ног, 1739. 5. Чудо исцеления от иконы слепорожденного Филиппа Козельского, 1597. 6. Чудо воскрешения умершего младенца, 1708 г. Изображение заключено в прямоугольную рамку, декорированную барочными овами.
Тексты в картушах под клеймами: 1. в 5 строк - «въ студенецъ// впады по призванїи // престыѧ Б[д]цы въ помощъ // здравъ изыде днѧ еi // аνгуста року аѱд в почаевѣ». 2. 5 строк «монахъ // Ѿплененїѧ турецкаго // в день оуспениѧ престыѧ //Бцы до почаева сверигами // аггломъ принесены року аход». 3. 6 строк «монахъ оусѣкновенъ // Ѿтурчина под горою // главу свою самъ нагору // принесе и пред иконою пре // стыѧ Бцы положи року // ахоз». 4. в 6 строк «знаменитїи тремвове // лскїи гражданинъ намногъ часъ // ногамы изнемогши егда вѣднѣ // впочаевъ приползну совершеноздравъ // бысть вовремѧ Ѿверзенїѧ їконы // претыѧ Бцы року аѱлф». 5. в 5 строк «Благогороднїи // филипъ козелскїи слепъ Ѿрождениѧ еще въ // граде Ѡрлѧнскомъ молѧщїисѧ пред иконою // къ престѣи двѣ Бцы прозрѣние ωчесъ получї // року афчз». 6. в 5 строк «жалостныи // родителїе пооумершомъ своемъ сынѣ и дущемъ // Ѿграда жолквы до почаева егда его пред иконою // престыѧ Бдцы положиша ожївленнаго издраваго получи // вше зрадостїю вдомъ возвратишасѧ року аѱи».
Автор:
неизвестный граверВремя создания:
первая треть XIX векаМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
бумага, офорт, резецРазмер:
46,3 х 37,5 см (лист); 43,0 х 35,5 см (отжим)Иконография:
Богоматерь Почаевская, Преподобный, Иов ПочаевскийКлючевые слова:
Графика, гравюра, иконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-4747«Дозволено духовной цензурой. Русская гравюра XVI - XIX веков», город Москва. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. (14.05.2021 - 29.08.2021).
Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Спб., 1881. Т. IV. C. 722. № 1295.
Хромов О.Р. «Дозволено духовной цензурой. Русская религиозная гравюра XVII - первой половины XIX века». Москва. 2021. С. 67, 145; Кат. 36.