Икона включает средник и двенадцать клейм с комментирующими надписями. В среднике справа изображен вмч. Феодор Стратилат в молении с крестом в левой руке, правая положена на грудь, у ног святого сложены доспехи – щит, копьё и сабля. На заднем плане вид города с процессией несения гроба с телом святого. В верхнем левом углу изображение небесного сегмента с исходящими от него лучами, в центре которого Христос, благословляющий святого. Под изображением надписи в двух картушах и развернутом между ними плате. В левом картуше Тропарь святому 4 гласа, в правом – Кондак 5 гласа. Надпись на плате «нецы хртiане бла //гочестиви взяще те //ло стаго окровавле //ное несоша содеану».Гравюра частично раскрашена. Красной краской выделены одежды (плащ царя и святого, гиматий Христа, рубахи воинов и т.д.), детали интерьера (ступени, плитки пола, башни и т.п.) и декоративные элементы (фигурное обрамление картушей).
В клеймах помещены сцены из жития Святого (по рядам сверху вниз): 1. Царь узнаёт о благочестивом христианском житии святого Феодора и посылает к нему своих послов. 2. Святой Феодор принимает царских посланников и пишет ответное послание с отказом поклонятся языческим идолам. 3. Святой Феодор во время молитвы видит огненный пламень и слышит глас с небес, укрепляющий его. 4. Разговор святого Феодора с царём. 5. Святой Феодор ломает языческих идолов и раздаёт куски нищим. 6. Царь повелевает бить святого плетьми. 7. Пытки оловянными прутьями, железными когтями, огнём и заключение святого в темницу. 8. Царь ласками и угрозами пытается заставить Феодора принести жертву богам, но получив отказ, приказывает распять святого за стенами города. 9. Воины распинают святого и глумятся над его телом. Феодор на кресте поручает рабу своему Уару описать его мучения. 10. Ночью ангел Господень снимает святого с креста и укрепляет его на терпение грядущих мучений. 11. Слуги царя находят святого освобожденным, а триста воинов, посланных наместником, уверывают во Христа. 12. Исповедничество воина Леандра и кончина святого Феодора через усекновение главы.
Тексты под клеймами в пять строк: 1. «Феодарь живя учернаго моря беже благо-роденъ и богатъ … царьже живяше вникодими слыша освятемъ послаша истому Ѳеодору грамоту сокнязи своими».2. «Святыи виде царския человеки приятъ ипочти и … прiими самъ трудъ и принеси идолы болшихъ боговъ еже тебе царю радоватися». 3. «Собра убо царь осмъ тысящъ мужеи отвоинства ивзя идолы … игласъ слышанъ бысть глаголющъ дерзаи феодоре зане стобою». 4. «внидоша воградъ царь инапрестоле высокомъ сяде исвяты сяде близъ царя идеснеи стране … святы отвеща даждь болшихъ боговъ дапожру в нощъ сию». 5. «Святы взя идолы иде вдомъ свсои ивнощъоную прелома раздаде нищим … царь бысть безгласенъ иопечали положи десную руку наланиту». 6. «Иповеле царь растягнути начетверницы ибиша жилами суровыми … трижды ичетыре преме-нишася воини биюще святаго». 7. «Паки повелескверны царь бити щелыги оловя-ныя стаго … ипаки повеле заключити святаго втемницу». 8. «Повеле царь ис-темницы взяти паки добрословиемъ ласкати … повеле царь крестъ поставити внеграда ираспяти». 9. «Воини пригвоздиша стаго юноши неки стреляху ини вои-ни бритвами ризсецаху таиные уды сты … виде раба своего уара плачуще муче-ния сты рече чадо неоставъ службы твоя дондеже напишеши мучения моя».10. «Вполунощъ ангелъ господень сниде снебесъ иразреши святаго … иукрепляися именемъ христа се стобою есть скончаи терпения мучения твоего». 11. «Преиде нощъ оную царь посла два слуги своя идоша убо ивиде убо сты освобожденъ … ити виде чудо ивси вероваша вохриста». 12. «Един воин леандръ иде iрече црю ираклиское все остави еллинския боги … сотвори кресте нателе своемъ и воинъ обезглав и святаго».
Иконография гравированной иконы отличается от известных житийных икон, в которых в среднике изображалась ростовая фигура святого в канонических рамках. В гравюре средник отличается большой повествовательностью деталей: предметы, характеризующие мученика-воина, лежат рядом у ног, приобретя символический смысл. На заднем плане показана схематическая панорама города с дорогой и рекой. В пространстве перед стеной изображена сцена погребения тела мученика. Житийная последовательность включает только последний период жизни святого - мучения и кончина, опирается на краткую версию жития, изложенную в двенадцати клеймах с подробными комментариями.
Автор:
неизвестный граверВремя создания:
1820 год, XIX векМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
бумага, резец, акварельРазмер:
73,9 х 59,5 см (лист); 68,0 х 55,0 см (отжим с двух досок)Иконография:
великомученики. Феодор Стратилат, Спас.Ключевые слова:
Графика, гравюра, иконаНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-4734«Дозволено духовной цензурой. Русская гравюра XVI - XIX веков», город Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. (14.05.2021 - 29.08.2021).
Хромов О.Р. «Дозволено духовной цензурой. Русская религиозная гравюра XVII - первой половины XIX века». Москва. 2021. С. 76, 148; кат. 45.