Композиция состоит из двенадцати клейм по четыре сюжета в трех рядах: 1. Преп. Мария в юности уходит в Александрию, где ведёт разгульный образ жизни. Вместе с паломниками отправляется на корабле в Иерусалим. 2. Ангел преграждает преп. Марии путь в храм. Она трижды пытается войти и, осознав свою греховность, кается пред иконой Богородицы. 3. Принеся покаяние, преп. Мария входит в храм и покланяется Честному Кресту. На реке Иордан в Предтеченской церкви она причащается святых Христовых Таин. 4. Преп. Мария оставляет мир и уходит в иорданскую пустыню. 5. Ангел говорит преп. Зосиме идти в Иорданский монастырь. 6. По обычаю Иорданского монастыря преп. Зосима уходит во время Великого поста в пустыню. 7. В пустыне преп. Зосима встречает преп. Марию. 8. Преп. Зосима отдаёт преп. Марии свою мантию, чтобы она покрылась ею. 9. Преп. Зосима и преп. Мария поклоняются и просят друг у друга благословение. 10. Во время молитвы преп. Мария поднялась над землёй на один локоть. Преп. Зосима причащает преп. Марию Святых Таин. 11. Преп. Мария предсказывает день своей кончины и просит похоронить её тело. На следующий год преп. Зосима находит её умершей. 12. Преп. Зосима погребает тело преп. Марии в могиле, вырытой львом.
Гравюра полностью раскрашена красной, желтой, зеленой и светло-розовой краской. Подписи под клеймами имеют логические и синтаксические связи: начало фразы завершает текст одного клейма, тогда как её конец начинает текст под следующим изображением. Тексты расмещены под клеймами, каждый в шесть или пять строк: 1. «Житїе преподбныѧ марїи воегiпте до 12 лт поиде во алек сандрию итамо дев-ство свое оскверни їнеудержно блудъ тво рѧ … онаже рече возмїте мѧ ссобою онїже реша їмашїли наеми дати онаже рече наем датї». 2. «итамо совсеми блуд творѧ їдоиде воїрусалимъ тамо многихъ оскверни ївоиерусалимѣ возбранно еи быстъ аггломъ внити вцрквь…їтамо вїде їкону пртыѧ Бцы їкаѧсѧ преднею рече о пртая Бце дво вемъ убо ѧко несть мене свернее инастую» 3. «твою икону взираѧ исподобимѧ давниду вцрковь їпоклонїтисѧчесному кресту … ибывши воцеркви претечевеи ипричастисѧ пречистыхъ христовыхъ таинъ ипредадесѧ великому». 4. «воздержанiю идоброделѧмъ ипивши преподобнаѧ марїѧ отводы иорданскїѧ … ивниде марїѧ въ кораблецъ ипреплы наону съ трану иордана». 5. «живущуже зосиме вмонастыре долетнѧго времѧни помысли всебе глаголѧ ест-ли убо монахъ наземли … їпрїиде зосїма вмонастырь вмонастыреже томъ обычаї також».; 6. «впервую неделю стаго поста творѧше стую лїтургїю їзси прїчастнїцы … поиде и зосимъ впустыню ївиде зосїма впустыне члвка ходя наго». 7. «теломъ власыже имеѧ наглаве белы аки волна чиста … марїѧже рече твращсѧ зосиму что мене жену нагу хощеши вїдети їрече марїѧ озосїма аще хощеши мене жену». 8. «грешницу видети молю тя поверзи ми ризу юже носиши дапокрою немощь женскую …онаже вземъ припоѧсавсѧ ею марїѧ їзосима поклонїшасѧ другъ дру-гу тебе подобает». 9. «благостовїти рече зосима ѧко ты Бгу паче мене їменемъ во зовеши їпресвитеромъ нарицаеши …потомъже овращсѧ марїѧ на востокъ ли-цемъ очи возведе нанебо їруце простре нан». 10. «молитїсѧ речиже еѧ неве разу-мети зосимаже видевъ ю стоѧщу навоздусе Ѿземли ѧко локоть единъ … ипрїчасти зосїма марїю стыхъ таїнъ онаже воздохнувъ прослезисѧ». 11. «ирече ныне Ѿтпущаеши рабу твою владыко поглаголу твоему смиромъ …ипрїиде во-второе лето ивиде ю мертву плакасѧ горко ивоста Ѿслезъ зосїма їозресѧ». 12. «виде ѧка великаго предстоѧща телеси преподобныѧ марїи … левже нача копати ровъ їегда воскопавъ погребе зосима преподобную марїю».
Автор:
неизвестный граверВремя создания:
1820 - 1830-е годы, XIX векМесто создания:
МоскваМатериал и техника:
бумага, офорт, резец, акварельРазмер:
42,5 х 67.2 см (лист); 37,5 х 52,4 см (отжим)Иконография:
преподобный Зосима, Мария ЕгипетскаяКлючевые слова:
Графика, гравюраНомер в Книге поступлений:
ММДА “ЦАК” КП-4702Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Спб., 1881.