В результате церковной реформы, проведенной патриархом Никоном, были введены печатные антиминсы единого образца с развернутой композицией «Положение во гроб» в среднике, с изображением символов четырех евангелистов в круглых медальонах в углах каймы, обрамляющей средник, и полукруглым сегментом в средней части каймы с изображением в облаках Господа Саваофа с исходящими лучами и Святым Духом в виде голубя. Такие антиминсы заменили древний тип рукописных или печатных антиминсов, в центре которых изображался Голгофский крест.
Антиминс выполнен из белой камки. В среднике черной краской напечатано изображение «Положение во гроб», которую обрамляет неширокий бордюр из картушей с изображением орудий страстей. У головы Христа — Иосиф, держащий покрывало с телом, у ног — Никодим. Богоматерь в центре, у основания креста. Рядом с Ней — Иоанн Богослов. Вместо трех жен-мироносиц — одна Мария Магдалина. Вокруг центральной композиции, в углах, в овальных медальонах помещены изображения евангелистов.
«Священнодействован Святейшего Правительствующего Синода членом Преосвещенным Софонием епископом Иркутским и Нерчинским для храма преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских чудотворцев близ Иркутска»
Автор:
неизвестный граверВремя создания:
1759 год, XVIII векМесто создания:
Москва. Печатный дворМатериал и техника:
камка, гравюра на оловеРазмер:
43,0 х 51,0 смИконография:
Страсти Христовы, Орудия Страстей, Христос, БогоматерьКлючевые слова:
Шитье, АнтиминсыНомер в Книге поступлений:
ММДА «ЦАК» КП-7324С.Г. Николаева. Коллекция гравированных антиминсов в собрании государственного музея истории религии, Труды государственного музея истории религии. Санкт-Петербург. 2003