Печь из светло-синих изразцов находится в Елизаветинском зале дворца, где прежде располагалась спальня императрицы Елизаветы Петровны. Исследователи отмечают, что в России сохранилось немного оригинальных изразцовых печей XVII века.
На всех изразцах этой печи по белой поливе нанесен фигурный элемент светло-синей краской. Все изразцы одного типа: в центре – изображение, по краям бордюр в виде рамки той же светло-синей глазури. Изразцы имеют одинаковую кайму и равность поливы, что говорит о том, что они вышли с одного завода. Однако каждый изразец имеет свой собственный, не повторяющийся рисунок.
Исследователь Николай Протасов так описывал эту печь в 1914 году: «То перед нами крестьяне в низких длиннополых мягких шляпах, в короткой с поясом немецкой одежде, с закрученными штанами и в высоких полевых сапогах, то воины в средневековом одеянии со шлемами, то, будто, античные римляне в туниках с небрежно накинутыми тогами … Из всех изразцов, выделяются единичные изображения – стрелок, натягивающий свой лук, человек в непонятной широкой, приближающейся к восточному типу, одежде, с чашкой курения в руке, женщина с поднятыми, как бы для молитвы, руками, в широкой красивой одежде, или же представленная в момент испуга, озирающаяся кругом. На других изразцах видим турка в чалме, женщину с ребенком на лужке, воина в фантастическом наряде… Каждая фигура индивидуальна, ей придана живая, выразительная поза».
Протасов утверждает, что автор фигуративного элемента на изразцах кобальтовой печи копировал культурно-бытовые черты Голландии XVII века или на основании личного знакомства или же по готовым печатным изразцам. Об этом говорит и техника: два слоя поливы (непрозрачной, покрывающей черепок, и верхней прозрачной), между которыми нанесены синей краской изображения.
Автор:
неизвестенВремя создания:
середина - вторая половина XVII векаМесто создания:
РоссияМатериал и техника:
глина, эмаль; формовка, роспись, обжигИконография:
сюжетная композиция, бытовая сценаКлючевые слова:
Царские чертоги, Елизаветинский залПротасов Н. Плафонная лепка и печные изразцы елизаветинского времени в актовом зале Императорской Московской Духовной Академии. «Богословский Вестник», 1914, Октябрь-Ноябрь, С.677 - 700.