Сохранившееся внутреннее убранство покоев дворца Царские Чертоги относится к середине XVIII века. В царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны, которая нередко посещала Лавру, интерьеры получили новое оформление. Эскизы и рисунки для лепных украшений потолков и стен исполнил Николай Степанович Каменский. Историк С. Смирнов, основываясь на архивных документах, утверждает, что «в 1745 году, кроме столовой и опочивальни, все залы в Чертогах лепной работой убрал штукатурный мастер Илья Саевич, присланный от Митрофана, архиепископа Тверского; а две угловые залы, обращенные к Каличьей башне, столовую и опочивальню украшал лепной работой в 1748 году Гофъинтендантской конторы рещик Михаил Зимин». Кроме портретов Петра I и Екатерины I он вылепил на потолке из алебастра 32 барельефа. На них запечатлены баталии времен Петра Великого. Помещения украшены изразцовыми печами, выполненными по голландской технологии. Все художники, работавшие над интерьерами дворца, находились в ведении так называемой «Гофъинтендантской конторы».
Автор:
мастера «Гофъинтендантской конторы»Время создания:
XVIII век (интерьер)Место создания:
Сергиев ПосадМатериал и техника:
смешаннаяИконография:
цари/императоры, РомановыКлючевые слова:
Царские чертоги, Елизаветинский зал, интерьерТрофимов И. В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры. М.,1961. с. 244
Путешествие через Московию Корнелия де-Бруина, гл. 4, с.37
С. Смирнов. История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867, с.16
Голубцов А. П. О начале… иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры, С.239-240.
Протасов Н. Плафонная лепка и печные изразцы елизаветинского времени в актовом зале Императорской Московской Духовной Академии.
«Богословский Вестник», 1914, Октябрь - Ноябрь, С.677 - 700.
Карамзин Н. М. Исторические замечания на пути к Троице (1803).
Голубцов А. П. Церковно-Археологический Музей при Московской Духовной Академии.
Балдин В. И. Загорск. Архитектурно-художественные памятники. М., 1989, с. 325