Для образовательного проекта “Сердце русской культуры” мы записали выпуск подкаста «Видеть и верить» с искусствоведом Ксенией Полушкиной. Получился подробный разбор иконографии Страшного суда – самой загадочной и сложной темы православного искусства. Страшный суд редко встречается в иконописи, но постоянно присутствует в росписях храмов. Именно этот пророческий сюжет мы видим, когда выходим из церкви. Искусствовед Ксения Полушкина предлагает рассмотреть фреску Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и на ее примере разобрать символику Страшного суда.
Фреска с изображением Страшного суда в Троицком соборе
XVII век
Для вашего удобства в аннотации к подкасту мы собрали основные иллюстрации, названия памятников и список текстов, которые упоминались в разговоре.
Тема Второго пришествия Христа осмыслялась в искусстве начиная с раннехристианских времен. В первых памятниках прообразом Страшного суда служило изображение Евангельской сцены воскрешения Лазаря. Однако уже в IV веке художники пытались представить непосредственно сам Судный день. Причина в том, что на первом Вселенском соборе 325 года в Никее в Символ веры был включен догмат о Страшном суде, всеобщем воскресении и воздаянии: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Но как изобразить такой сложный пророческий сюжет? Иконография Страшного суда опирается на тексты Нового Завета: рассказ Самого Спасителя о Втором пришествии – «Отделение овец от козлищ», «Притча о десяти девах» и т. д. (в основном это евангельские повествования апостолов Матфея и Иоанна), Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. С конца первого тысячелетия интерес к эсхатологической теме (то есть теме Страшного суда и конца света) заметно возрос. Сложение иконографической схемы началось с IX века и приняло традиционный вид к XI веку. Это событие совпало со временем появления в росписях храмов литургических изображений, а также с распространением христианства среди новых народов. Миссионерская назидательная роль изображения Страшного суда известна историкам. Достаточно вспомнить, что именно иллюстрация Страшного суда произвела сильнейшее впечатление на русского князя Владимира, которому эту картину показал приезжий из Византии монах-философ (существует похожая легенда про болгарского князя Бориса).
Изначально образ Страшного суда развивался в книжной миниатюре. Художники иллюстрировали тексты Евангелия, постепенно формируя традицию изображения Второго пришествия Христа. Их находки оказали влияние на монументальное искусство и иконопись. К XII веку в стенописи сложилась классическая композиция Судного дня, уже тогда она занимала преимущественно западную стену храма.
Мозаика « Страшный суд»
XII век
Торчелло, Италия
В русском искусстве первое изображение Страшного суда известно по фрагментам фрески из Кириллова монастыря в Киеве (XII в.), росписям Николо-Дворищенского собора в Новгороде (1115 год), Георгиевского собора Старой Ладоги (XII век), Дмитриевского собора во Владимире (1195 год) и по фрескам церкви Спаса на Нередице в Новгороде (1199 год). Особую ценность представляют древние фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря во Пскове (1313 год) и росписи преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире (1408 год).
Фрагмент фрески с изображением Страшного суда в Успенском соборе во Владимире
Общая картина Судного дня сложилась на основе Апокалипсиса. Дополнительные детали появлялись под влиянием текстов, читающихся во время богослужений Великого поста: Постной Триоди и святоотеческих сочинений, таких как «Откровение Мефодия Патарского», «Слово Ефрема Сирина», житие Василия Нового, толкований на видения пророка Даниила и др. С развитием иконографии начинают привлекаться новые источники: притча о богаче и Лазаре и Ветхозаветные тексты (история праведного Иова).
В конце XV века интерес к эсхатологической теме (то есть теме Страшного суда и конца света) возрос. Это было связано с ожиданием в 1494 году конца света, когда истекало 7000 лет от сотворения мира по хронологии иудеев. Причем одним из основных признаков конца времен считалось общее “помрачение умов”, вызванное широким распространением ересей.
В XV – начале XVI века композиционная схема Страшного суда в русском искусстве изменилась. В ее составе появились новые сюжеты, характерные именно для русского искусства. Величайшим памятником этого периода можно назвать Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1635 год).
Христос во Славе, фрагмент фрески «Страшный суд» во время реставрации Троицкого собора
Земля и вода отдают своих мертвецов,
фрагменты фрески «Страшный суд» в Троицком соборе
Схема-картограмма западной стены Троицкого собора
(с) из архива АО “МНРХУ”
Именно картограмму из Троицкого собора мы обсуждаем во время подкаста. На схеме легче рассмотреть детали фрески. Дополнительный материал для изучения вопроса – композиция «Страшный суд» Успенского собора Московского Кремля (1642-1643 гг.).
Фреска с изображением Страшного суда в Успенском соборе Московского Кремля
Неправедные народы
фрагмент фрески из Успенского собора Московского Кремля
Схема-картограмма западной стены (центральное прясло с южной лопаткой) Успенского собора Московского Кремля.
(с) из архива АО «МНРХУ»
Еще один знаменитый памятник конца XVII века – Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.
Разрез западной стены Успенского собора Троице-Сергиевой лавры
Кроме того, во время подкаста обсуждается символика новгородской иконы из собрания Третьяковской галереи.
Икона «Страшный суд»
первая половина XVI века