Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» знакомит посетителей с уникальной коллекцией гравюры, собранной во второй половине ХХ века. Среди многообразия гравированных произведений можно выделить особую тему, связанную с ведутой (с итальянского – «veduta»). Ведута является видом того или иного архитектурного ансамбля, снятого с натуры и доработанного в мастерской художника. В этом жанре есть и более узкое направление – изображение монастырского комплекса.
Вид скита Иоанна Предтечи при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Гравюра.
1831 год (?)
Гравюра не стала первооткрывателем этого жанра. С XVI века в русской иконе появляется новая иконография с изображением предстоящего Господу Святого, просиявшего в Русской земле, на фоне основанной им обители. На складывание монастырской ведуты оказала влияние и светская видовая живопись, и графика с их новым восприятием и пониманием пространства, строившегося по законам прямой перспективы в панораме или изобразительном плане. В этом жанре церковного искусства разработано несколько иконографических вариантов.
Вид Николаевской Берлюковской пустыни. Гравюра.
1826 год
На выставке показаны ведуты, представляющие только вид самого монастыря в окружающем пространстве и связанные в основном с академической школой ландшафтной живописи и гравюры. Ведуты, выполненные в небольших гравировальных мастерских или в монастырских печатнях, опирались на композиционную схему икон с изображением монастырской обители и его создателя. Изображение небес в композиции ведуты стало важной составляющей создаваемого образа. В небесах над монастырем, как правило, предстает главная святыня - чудотворная икона, поддерживаемая или несомая Ангелами в лучевом сиянии среди разошедшихся облаков. В более разработанном изображении перед ней на облаках предстают святые, которым посвящен монастырь, и преподобные основатели обители. Порой во главе предстоящих святых помещаются фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи.
Вид Симонова Успенского монастыря в Москве. Гравюра.
1823 год
Редки ведуты, где вместе со святыми преподобными основателями показаны и чудесные явления Богородицы им. Сохранялась и исходная иконописная иконография. Широкое распространение и необходимость в таких листах объясняется развитием культуры путешествий, в том числе и паломнических поездок среди всех слоев православного населения России. Путешествие неразрывно связано с памятью о посещаемых местах и встречаемых людях. Память способствовала созданию словесного и зрительного описания.
Вид Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря. Гравюра.
после 1816 года
В XVIII – XIX веках появились издания, посвященные историческому описанию русских монастырей. Часто они имели вставные гравюры, а затем и литографии, с изображением обители. Большая часть гравюр имеет так называемую издательскую надпись. Чаще всего инициаторами создания ведуты был сам монастырь в лице своего руководителя – настоятеля, игумена, строителя ‒ вместе с братией. Гравюра могла создаваться и по благословению епархиального архиерея. Цель такого заказа определялась разными задачами. Чаще всего листы предназначались для продажи паломникам в самом монастыре, как памятный сувенир.
Видовую гравюру, особенно если она выполнена известным гравером, могли преподносить важному лицу, что находило отражение в посвятительной надписи под изображением. Часто она была связана с каким-либо особым событием, как восстановление монашеской жизни в ранее закрытых обителях или обновлением архитектурного облика монастыря, что стало в XIX веке повсеместным явлением.
Вид Александро-Свирского Троицкого монастыря. Гравюра.
между 1816 и 1819 годами
На выставке представлены виды как широко известных или забытых обителей, возвращение и восстановление которых, часто из руин, завершено или еще продолжается, так и погибших в лихолетье тяжелой, скорбной жизни Русской Православной Церкви в ХХ веке.